, гость


Если вы на сайте впервые, то вы можете зарегистрироваться!

Вы забыли пароль?
Ресурсы портала
Наши опросы
Все и так хорошо.
Процветающий промышленный регион Украины.
Субъект федерации Украинской республики.
Независимое государство.
Субъект федерации РФ.
Наплевать.
Метки и теги
Читайте также

XML error in File: http://news.donbass.name/rss.xml

XML error: Undeclared entity error at line 12
{inform_sila_news}{inform_club}
Архив
Ноябрь 2017 (8)
Октябрь 2017 (36)
Сентябрь 2017 (65)
Август 2017 (43)
Июль 2017 (35)
Июнь 2017 (40)


Все новости за 2014 год
 

За всю советскую историю отечественной культуры ни одна оперная певица не удостаивалась звания народной артистки СССР в двадцать семь лет.

Бэла Руденко – единственная и неповторимая в этом роде артистка. Это случилось в самом начале карьеры молодой певицы – всего через четыре года после окончания в 1956 году Одесской консерватории – и стало легендой в мире искусства. 18 августа Бэле Андреевне исполняется 75 лет.
Еще студенткой Бэла Руденко дебютировала на сцене Одесского театра оперы и балета. Специалисты сразу же оценили необыкновенной красоты и силы колоратурное сопрано молодой певицы. Отличная вокальная школа, безупречная музыкальность, свежий, чистый, теплого тембра голос, свобода звуковедения поставили Руденко в число самых крупных певиц современности. Естественно, выпускницу сразу же пригласили в главный театр Украинской ССР – Киевский театр оперы и балета имени Т.Г.Шевченко. О такой удаче уроженка города Боково-Антрацит Ворошиловградской области не могла и мечтать.
С детства Бэла любила петь. Школьницей пришла в хоровой кружок городского Дома пионеров. Очень быстро стала солисткой. И не просто солисткой, а местной знаменитостью – ни один вокальный смотр, ни один из концертов по случаю “красного дня календаря” не обходился без нее. Девочка пела пионерские, а потом комсомольские песни, народные украинские, а в старших классах осмелилась исполнить знаменитый романс Алябьева “Соловей”, имевший бешеный успех. Педагоги поняли, что их воспитанница должна поступать в консерваторию. Бэла была не против и отправилась в Одессу, где работал в те годы не только один из лучших оперных театров, но и была лучшая по составу педагогов вокала консерватория на Украине.
Приемную комиссию поразили уникальные природные данные абитуриентки Руденко и ее зачислили в класс замечательного педагога Ольги Благовидовой. Наставница Руденко отличалась деликатностью и бережным отношением к будущей вокалистке, но вместе с тем и строгой взыскательностью. Она требовала полной самоотдачи в работе, умения все в жизни подчинять служению музе. С отличием закончив Одесскую консерваторию, Бэла становится солисткой оперы в Киеве. Тогда в театре царила Евгения Мирошниченко – лирико-колоратурное сопрано. Но Бэла не затерялась в лучах славы признанной примадонны. Хоть часто они исполняли одни и те же партии, но на сцене это были совершенно разные вокально-драматические образы. Кроме того, в 1957 году юная вокалистка стала победительницей VI Всесоюзного фестиваля демократической молодежи и студентов в Москве, получив золотую медаль и приглашение на концертные выступления в столице, Ленинграде и Риге вместе со знаменитым итальянским тенором Тито Скипа. Синьор Скипа был председателем жюри конкурса вокалистов и, пораженный талантом молодой певицы, вывел Руденко на широкую мировую дорогу – кроме городов СССР, они выступили в ряде европейских столиц.
Дебютной партией в Киеве стала Джильда из оперы “Риголетто” Верди, поставленной специально на Руденко. Первые же спектакли показали, что молодая артистка очень тонко почувствовала все своеобразие стиля композитора – его выразительность и пластичность, широкое дыхание кантилены, взрывчатую экспрессивность. С первых спектаклей певица стремилась к масштабному созданию каждого образа, раскрытию лирического начала через сложную борьбу характеров, к анализу любой жизненной ситуации через столкновение противоречий. Особый интерес представляла для артистки работа над партией Наташи Ростовой в опере Прокофьева “Война и мир”. А потом была Розина в “Севильском цирюльнике” Россини – несомненно, одна из самых ярких и запоминающихся работ певицы. Нежность, пылкость и пленительность – прекрасные свойства женской натуры подчеркивала Руденко в ролях Виолетты (“Травиата” Верди) и Марфы (“Царская невеста” Римского-Корсакова).
Знаменитым был для Бэлы Андреевны 1971 год, когда оперу Глинки “Руслан и Людмила” в Большом театре начал ставить один из лучших оперных режиссеров мира Борис Покровский. А вот артистки на роль Людмилы в Москве не нашлось. Тогда-то и пригласили из Киева Руденко. Многочисленные репетиции, встречи с прославленными певцами и дирижерами Большого выросли в теплый творческий союз. Конечно же, Покровский помог поднять творчество певицы на недосягаемую высоту. Любопытный факт: прежде чем Людмила Бэлы Руденко научилась лихо натягивать тетиву лука, артистка долго и упорно тренировалась, до тех пор пока движения рук не стали изящными и в то же время уверенными. Певица создала характер живой, задорный, героиня Руденко излучала свет чистоты и молодости, что особенно выделяло ее среди других не менее превосходных партнеров.
Но в Большом театре не так часто ставились оперы на определенного исполнителя. Поэтому приходилось заниматься и другими делами. Руденко готовила концертные программы по определенным темам: “Моцарт”, “Французская музыка”, “Классический и советский романс”, “Итальянская опера”, за исполнение которых была удостоена Государственной премии СССР. Гастролировала певица с этими программами по всем континентам: Северная и Южная Америка, Европа, Австралия, Азия. В Японию, например, артистка ездила десять раз. Пресса этой страны отмечала: “Если вы хотите услышать, как катится жемчуг по бархату, послушайте, как поет Бэла Руденко”. В этом по-восточному красочном и образном сопоставлении мне видится оценка характерного для певицы умения лаконичными средствами создать убедительный и законченный художественный образ, образ, в котором есть все и нет никаких излишеств.
В Москве она встретит мужчину, как ей казалось, всей своей жизни – популярного композитора и певца Полада Бюль-Бюль оглы. Сын известнейшего азербайджанского певца Бюль-Бюля, он был необычайно популярен. Песни в его исполнении звучали по телевидению и на всех радиостанциях Советского Союза. Артист имел оглушительный успех, его пластинки расходились миллион ными тиражами, а поклонницы буквально преследовали своего кумира.
Они познакомились на одном из светских раутов в доме приемов Министерства иностранных дел. Поладу было чуть больше двадцати пяти, а Бэла оказалась старше его на двенадцать лет. Но выглядела она ослепительно, и в темно-карих глазах певицы было столько нежности и доброты, они лучились так, что сводили его с ума, как потом рассказывал артист.
Руденко тогда была на вершине оперного Олимпа, много гастролировала, часто появлялась на телеэкране, а статьи об оперной примадонне украшали сотни журналов и газет по всему миру. Это льстило самолюбию молодого красавца, который ухаживал за дамой своего сердца по-восточному пылко и щедро. Дарил дорогие подарки и огромные букеты роз, устраивал в ее честь роскошные приемы в самих шикарных ресторанах Москвы, Ленинграда, Киева, Баку, в других европейских столицах (и он, и Руденко были выездными). Бэле Андреевне нравились ухаживания молодого и популярного певца. В какой-то момент у мадам закружилась голова, и она дала согласие на брак. Причем, надо сказать, это было время всеобщего атеизма, и никто у молодоженов не требовал заменить принадлежность к одной религии на другую – из православных перейти в ислам или наоборот. Тогда молодых волновало не это – они упивались счастьем. А вскоре певица родила мужу сына, от чего Полад пришел в восторг. Но долго без сцены Руденко существовать не могла. Она вернулась в театр, к своей обычной гастрольной жизни, оставив сына на попечение матери.
Со временам у супругов наступило охлаждение. Впрочем, женитьба на зрелой женщине принесла свои результаты в творчестве композитора Бюль-Бюль оглы. Он не только писал популярные шлягеры, но создал ряд серьезных музыкальных сочинений: симфонию, вокальные циклы “Монологи” (сл. Р.Рождественского) и “Мужество” (сл. Н.Добронравова), сюиты, а также музыку к фильмам и спектаклям.
И все-таки они расстались. Развод не носил характер общественного скандала – тогда это было не модно. Развелись тихо, без лишнего шума и взаимных претензий. Сын остался с матерью, но видеться с отцом она ему не запрещала…
Пришло время, и певица ушла со сцены. Ушла без помпы, без прощального бенефиса. Просто отпев последний спектакль, пришла на следующее утро в Большой театр уже педагогом-репетитором. Многолетний опыт работы в опере позволял Бэле Андреевне стать высокопрофессиональным наставником для молодых артистов. Ученики обожали своего педагога. При очередной смене власти в Большом театре Руденко предложили возглавить оперную труппу. Она с энтузиазмом взялась за новое дело. Но в великодержавном театре провести революционные преобразования – дело бесперспективное. Поняв это, она без сожаления покинула почетный, но ничего не решающий пост и передала его замечательной певице Маквале Касрашвили.
– Бэла Андреевна, как вы пережили расставание со сценой?
– Тяжело. Но по жизни я реалистка – все на этом свете имеет свое начало и свой финал. Выходить на сцену старушенцией с трясущимися руками и изображать Джульетту – это, по меньшей мере, не серьезно. И есть такая, на мой взгляд, очень правильная формулировка для артиста: “Лучше уйти со сцены на год раньше, чем на час позже”. Поверьте, нелепо выглядит уже немолодая певица, изображающая невинных девушек. Я почему-то сразу вспоминаю фильм Леонида Быкова “Зайчик”, где блистательная актриса Ленинградской оперетты Гликерия Николаевна Богданова-Чеснокова (“Мистер Икс”, “Укротительница тигров” и еще два десятка картин. – В.В.) замечательно спародировала подобного рода ситуацию, которая, к сожалению, все еще бытует в некоторых театрах.
– Вы о чем либо жалеете в этой жизни?
– О, вы хитрец (Бэла Андреевна улыбнулась). В вашем таком безобидном вопросе я вижу несколько вопросов. Или я не права?
– Женщина всегда права – я в этом убежден.
– Тогда поставим все точки на “i”. Я не жалею, что ушла со сцены. Да, голос звучал, а тело жило другой, отдельной от него жизнью. По-моему, жалеть об ушедшей молодости – это глупо. Никогда не прибегала к услугам пластических хирургов. Во-первых, корректировка лица может негативно сказаться на голосе. Во-вторых, надо уметь достойно стареть. Это блестяще демонстрировали мастера сцены – Надежда Андреевна Обухова и Марина Тимофеевна Семенова в Большом, Алла Константиновна Тарасова во МХАТе и великие “старухи” Малого театра – Вера Николаевна Пашенная, Александра Александровна Яблочкина, Евдокия Дмитриевна Турчанинова и Варвара Николаевна Рыжова.
Жалею ли я о встрече и замужестве с Поладом. Нет, это было прекрасное время, соединившее нас. Была большая любовь, а потом сошла на нет. Благодарить надо Всевышнего, что он дал испытать столь сладостное чувство. А все произошедшее после угасания чувств надо принимать как должно. Думаю, в этом и есть мудрость жизни.
– Вы верите в то, что когда-то уже жили на нашей грешной земле?
– И верю ли я, что вновь окажусь в этом мире в каком-то другом обличье – дерева, животного, птицы или в образе, к примеру, мужчины? Я, повторюсь, неисправимая реалистка и верю в диалектический материализм (была в советское время такая дисциплина в институтах). Верю, что жизнь дается один раз, и прожить ее надо достойно, чтобы годы не прошли зря, не утекли в песок, как вода.
Если следовать восточной мудрости (а она относится и к женщинам) – я построила дом на свои кровно заработанные деньги, вырастила сына и посадила не одно дерево. И в музыке – все, что могла, я сделала. Надеюсь, малая толика того, что мне удалось в опере, останется в истории прекрасного искусства, которому я посвятила всю мою жизнь.

www.newlookmedia.ru

     Комментариев оставлено: (0)    Просмотров: 6120

Поделиться материалом :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

Комментарии к новости:

Другие новости по теме:

Информация

Для Вас работает elf © 2008-2016
Использование материалов ресурса в образовательных целях (для рефератов, сочинений и т.п.) - приветствуется.
Для средств массовой информации, в том числе электронных, использование материалов с пометкой dN - только с письменного разрешения редакции.