Дейнека Александр Александрович: Донбасс в творчестве

Александр Александрович ДейнекаДонбасс вдохновлял на творчество многих художников, одним из которых был академик Александр Александрович Дейнека.
Александр Александрович Дейнека родился 8(20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.

Александр ДейнекаДонбасс вдохновлял на творчество многих художников, одним из которых был академик Александр Александрович Дейнека.

Александр Александрович Дейнека родился 8(20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. 
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В.А.Фаворский и И.И.Нивинский (1920-1925). Большое значение в творческом становлении и в формировании мироощущения художника имели годы ученичества и общения с В.А.Фаворским, а также встречи с В.В.Маяковским. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924, в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А.Д.Гончаров и Ю.И.Пименов), и на Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). 
В 1928 Дейнека стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931-1932 — членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике картины и акварели: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов». 
Новый знаменательный этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). В эти же годы художником были созданы смелые по своей новизне и поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932) и др. Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в берлине» (1933), наполненные гневом рисунки к роману «Огонь» А.Барбюса (1934). 
С середины 1930-х Дейнека увлекся современными темами. К теме авиации художник обращался и раньше («Парашютисты над морем», 1934), но работа в 1937 над иллюстрациями к детской книге летчика Г.Ф.Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938) способствовала тому, что мастер с новой силой заинтересовался авиацией. Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических — «Будущие летчики» (1937). 
Историческая тема нашла свое воплощение в монументальных произведениях, посвященных в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке. К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940). 
Александр Александрович ДейнекаВ период Великой Отечественной войны Дейнека создал напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 ГОДА» (1941) — первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. 
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала Московского университета (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943), а за мозаики «Хорошее утро» (1959–1960) и «Хоккеисты» (1959–1960), он был удостоен Ленинской премии в 1964 году. 
Дейнека преподавал в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957— 1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Он являлся членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966-1968) отделения декоративных искусств Академии художеств СССР. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, герой Социалистического Труда (1969) 
12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
 
Механизируем Донбасс!
 
«Механизируем Донбасс!»
1930 г.

Перед спуском в шахту

 
«Перед спуском в шахту»
1924 г.

Донбасс. Обеденный перерыв

«Донбасс. Обеденный перерыв» (Государственная Третьяковская галерея)
1935 г.

Вот что пишет об этой картине сайт Борцы и атлеты:
«Дейнека к концу жизни получил заслуженное признание — вице-президент Академии художеств, Герой Социалистического Труда. Хотя в начале его объявляли формалистом, картины, бывало, запрещали выставлять. Художник видел в окружающем мире то, что не всегда совпадало с официальными, средними установками, но это придаёт его картинам силу и привлекательность. 
На известном полотне «В обеденный перерыв в Донбассе» всё новое — обед, какие-то голые рабочие выбегают из озера, где весёлой компанией купались и играли в мяч… Когда в искусстве изображали такие низменные темы? Кому дело было до того, как выглядит донбасская степь в рабочий полдень, яркое солнце, под которым так загорают мускулистые тела?
Картина отображает тот переворот, что принесла советская эпоха — оптимистический взгляд на мир, внимание к обычному человеку-трудящемуся, коллективизм, в котором только и может быть воспитан здоровый, крепкий, приспособленный к жизни человек, направленный на созидание и изменение страны к лучшему. Ново в ней соединение индустриального пейзажа с живыми, загорелыми телами, что отражает дух и особенности донбассцев, в которых соединяется умение работать в индустрии и быть частью природы, степи и их просторов, внутренняя сила и нормальность, требующая игры и атлетических упражнений тела даже в обеденный перерыв в компании друзей с работы. Всё это отражает реалии того времени, позволившего раскрыться лучшим свойствам людей.»
 
Донбасс
 
«Донбасс»
1947 г

На ресурсе имеется альбом Александра Александровича, в который вошли его работы о Донбассе.
По материалам Биографии Дейнеки 

Добавить комментарий