Леонид Луков: Как я стал режиссером

Художнику прежде всего важно иметь «что сказать» своему народу. «Как сказать — это уже чисто творческая задача, форма, в которую художник облекает вопросы, волнующие его и народ, для которого создается искусство.
Я начинал с газеты, в которой работал корреспондентом. Героями моих заметок и статей были шахтеры, их цельные и сильные характеры. Несколько лет спустя, будучи уже в Харькове, я написал свой первый сценарий «Ванька и мститель». Его поставил на Киевской киностудии режиссер А.Ф.Лундин. Так я впервые увидел свой замысел на экране, и меня увлекла профессия кинорежиссера. Но не просто и не легко было в то время завоевать право на работу в искусстве.

Художнику прежде всего важно иметь «что сказать» своему народу. «Как сказать — это уже чисто творческая задача, форма, в которую художник облекает вопросы, волнующие его и народ, для которого создается искусство.
Я начинал с газеты, в которой работал корреспондентом. Героями моих заметок и статей были шахтеры, их цельные и сильные характеры. Несколько лет спустя, будучи уже в Харькове, я написал свой первый сценарий «Ванька и мститель». Его поставил на Киевской киностудии режиссер А.Ф.Лундин. Так я впервые увидел свой замысел на экране, и меня увлекла профессия кинорежиссера. Но не просто и не легко было в то время завоевать право на работу в искусстве.
В 1928 году при ЦК ЛКСМУ в Харькове мной был организован «Кинокомсомол». Этот коллектив состоял из рабочей молодежи крупнейших предприятий города. В том же году, возглавив съемочную группу, я выехал на Одесскую киностудию для съемок фильма «Накипь»; темой этого фильма был комсомол в борьбе за науку.
До 1930 года я поставил несколько короткометражных хроникальных фильмов и ряд киноплакатов под названием «Родина моя — комсомол». В 1930 году меня пригласили в качестве кинорежиссера на Киевскую киностудию.
Я поставил немую детскую картину о колхозных пионерах — «Борьба продолжается». Второй фильм я посвятил Донбассу; это была картина «Итальянка». Борясь за уголь, комсомол шлет своих лучших сынов на шахты, изгоняет из своих рядов трусов и дезертиров — такова была тема. […]
Тот же преодолевающий трудности герой стал основой моей следующей работы — звукового фильма «Молодость». Сюжет этого фильма был построен на событиях, происходивших в годы гражданской войны в Одессе. Прообразами его героев были деятели комсомольского подполья, те 17 расстрелянных комсомольцев, имена которых записаны на первых страницах героической истории комсомола.
Для меня основным был, однако, не сюжет сценария, а характеры его героев, дававшие сюжет. Такое отношение к образам сценария и сюжету стало доминантой моей творческой жизни в кинематографии.
Все тот же характер сильного, честного человека, рвущегося к счастью через борьбу со всем темным и страшным, увлек меня в образе деда Никанора из фильма «Я люблю».

Леонид Луков (1946)

Добавить комментарий